Не считаясь со временем.
Приходит время научной конференции. Выходят на
трибуну студенты, рассказывают о результатах своих исследований, отвечают на
сложные вопросы преподавателей. Отмечается актуальность докладов, вручаются
почетные грамоты победителям. Царит атмосфера научного праздника.
Стороннему наблюдателю может показаться,
что научная жизнь только и состоит из подобных конференций, выступлений, наград.
Но на самом деле это лишь самая верхушка айсберга. А что же находится в скрытой
его части? Что широкая аудитория знает о жизни
студентов и преподавателей, занимающихся научными исследованиями?
По сравнению со
временем, идущим на подготовку научной работы, выступление на конференции – это
только миг. А ему предшествуют дни, проводимые в клиниках, в лабораториях, в
библиотеках. И в подготовке научных трудов и студентам, и преподавателям
приходится преодолевать множество трудностей.
Одна из
главных проблем – это время. График занятий и лекций очень напряженный, для научной работы остается крайне мало
времени. Это создает определенные проблемы для многих стадий научной работы.
Как известно,
одна из основных форм научно-исследовательской работы со студентами – это проведение заседаний студенческих научных
кружков при кафедрах. Их приходится проводить вечером, после напряженного
трудового дня. В связи с удаленностью клинических баз, часто студенты не могут
вовремя прийти на заседание интересующего их СНК.
Основой для
написания научного труда является материал исследования. Чаще всего, он
собирается в клинических больницах. И наиболее удобным временем для наблюдения
больных является первая половина дня. Но ввиду лекций и занятий это нередко
оказывается невозможным.
Без изучения и
анализа отечественных и иностранных источников литературы сложно представить
себе написание научной работы. Необходимо провести немало часов в библиотеке,
чтобы составить целостную картину о достижениях и фактах изучаемой проблемы. Но,
к сожалению, время работы библиотеки вечером
(а только тогда и появляется возможность приехать туда после занятий)
очень ограничено, а например работать в республиканской
научной медицинской библиотеке по субботам студенты права не имеют.
Кроме
названных существуют еще множество, с первого взгляда незаметных, но вполне
реальных проблем, создающих преграды на пути студентов и преподавателей к новым
горизонтам науки. А ведь научно-исследовательская работа студентов имеет очень
большое значение. Научные занятия помогают приобретать навыки анализа
клинических и лабораторных данных, соединения всей информации в единую картину,
учиться проводить исследования, обрабатывать результаты, оформлять публикации.
Думаю, что занятия студенческой наукой пригодятся в дальнейшем в любой
специальности, помогут стать специалистами высокого класса.
И все-таки,
несмотря на все трудности, многие студенты занимаются этим видом деятельности.
И многие преподаватели не считаясь ни со временем, ни с другими затратами,
вкладывают душу в научную работу со студентами. И, как правило, именно такой
симбиоз увлеченных студента и преподавателя приводит к подготовке интереснейших
работ на актуальные темы, которые получают признание не только на внутривузовских и республиканских конференциях, но и на международных. Благодаря таким работам, наш вуз становится
известным далеко за пределами нашего государства, как мощный центр медицинской
науки и вместилище огромного научного потенциала.
Практически
все ученые с мировым именем, оказавшие огромное влияние на развитие медицины,
начинали исследования со студенческой скамьи. Внимание к проблемам студентов,
занимающихся научно-исследовательской работой и посильная помощь, будут
способствовать расширению и дальнейшему
развитию и прогрессу студенческого научного движения. А это, в свою очередь,
создаст основу для формирования плеяды врачей-ученых, которым предстоит решать
проблемы медицины нового века.
Февраль 2004.