Закончился десятый учебный
семестр, сданы многочисленные экзамены и дифзачеты. И
должен был наступить новый этап в обучении – производственная клиническая
практика в детских больницах. Впервые нам предоставлялась возможность выступить
в роли настоящих врачей, полновесно участвовать в лечебной работе, постараться
применить полученные знания в реальной деятельности.
Основное время практики было
справедливо отдано на циклы педиатрии.
Цикл педиатрии старшего
детского возраста наша группа проходила на базе 2-й детской городской
клинической больницы. Мы работали в отделениях нефрологии, гастроэнтерологии,
отделении старшего детского возраста. Необходимо отметить, что во 2-й детской
клинике функционирует Республиканский центр детской нефрологии и гемодиализа,
возглавляемый заведующим кафедрой детских болезней №1, главным детским
нефрологом Минздрава, профессором Сукало А.В. И на
его базе проходят лечение дети со всех концов республики. Создана система,
позволяющая оказывать неотложную помощь, проводить диагностику, лечение и
реабилитацию самой разнообразной и сложной патологии почек. Слаженно, как части
единого организма работают приемное отделение, 1-е и 2-е нефрологические
отделения, отделения гемодиализа, интенсивной терапии и реанимации. В чем мы
могли лично убедиться, работая в 1-м и 2-м нефрологических
отделениях. Врачи коллектива во главе с заведующими отделениями Ищуком Ю.Ю. и Тур Н.И. относились к нам с уважением, как к
равноправным коллегам, при этом обучая и отвечая на интересующие нас
опросы.
Важным
направлением в работе клиники является лечение детей с патологий
желудочно-кишечного тракта. Большая распространенность этих заболеваний делает
это направление крайне актуальным. В отделениях гастроэнтерологии и старшего
детского возраста применяются методы лечения и диагностики, основанные на самых
современных достижениях медицинской науки. Большое значение имеют
эндоскопические методы обследования. С методикой их проведения и трактовки мы
могли ознакомиться в кабинете гастроэнтерологических исследований. Это эзофагогастродуоденоскопия, дуоденальное зондирование,
проходит внедрение очень современного метода суточной рН-метрии.
Значимыми в диагностике
методами являются относительно “молодой” – ультразвуковая диагностика и
“старый” – рентгенодиагностика. Ввиду широкой распространенности в них
необходимо разбираться любому врачу-педиатру. Навыки анализа результатов при
этих методах обследования мы также смогли получить во время работы в клинике.
Важным моментом является и
терапия детей с сочетанием патологий почек и ЖКТ.
Этому посвящено немало исследований. Вообще, в клинике
проводится множество научных исследований по различным направлениям педиатрии.
Основную роль в них, безусловно, играют сотрудники 1-й кафедры педиатрии. Они
также проводят постоянные консультации во всех отделениях. Хотелось бы отдельно
сказать о доценте кафедры Зинаиде Антоновне Станкевич. Благодаря огромному
клиническому и педагогическому опыту, она прекрасно передает свои знания
студентам, ординаторам кафедры, врачам. Она проводит свои консультации на
глубоком теоретическом и практическом уровне, включая в диалог и
студентов, благодаря чему они становятся
для нас неповторимой школой мастерства. Кроме этого, она взяла над нами
своеобразное шефство, постоянно помогая нам в организационных и других
вопросах. Она всегда интересуется, как проходит практика, и во многом благодаря
ее стараниям, наша работа в отделениях становится более полезной и эффективной.
Зинаида Антоновна сохраняет великие традиции кафедры, и эта атмосфера
способствует воспитанию совершенных знаний и высоких моральных качеств у
студентов.
2-я детская
клиника предстала перед нами своеобразной медицинской державой, несущим детям
избавление от страданий и здоровье. Предстоящий вскоре клинике переезд в новое
здание откроет новые перспективы.
Изучать болезни младшего
детства мы направились в детскую городскую инфекционную больницу. Это
современная большая многопрофильная детская клиника. Тут мы столкнулись с самой
разнообразной инфекционной и соматической детской патологией. Это требует от
врачей постоянно проводить сложный диагностический поиск, дифференцировать
между собой множество заболеваний. Для определения верного диагноза, который
большей частью предопределяет успех лечения, необходимо сложить в единую
картину все жалобы пациента, клинические симптомы и результаты анализов. Мы
имели возможность убедиться, как часто не очень заметный сразу симптом, или
один показатель анализа может существенно изменить диагноз и направление
лечения. В таких ситуациях от врача требуется применить все свои знания и
навыки, а также интуицию и настойчивость с уверенностью в себе.
Нам повезло работать с
высококлассным специалистом и прекрасным человеком - заведующей 8-м отделением
Валентиной Ивановной Таракановой. Она с удовольствием передавала нам свой
богатый клинический опыт. Ее доброе, искреннее, с открытой душой, отношение к
болеющим детям, прокладывает путь к сердцу любого ребенка и наряду с
современными методами лечения помогает ребятам быстрей справляться с болезнью.
Общение с маленькими пациентами во многом отличается от взрослых, и часто
необходимо говорить с ребенком на понятном только ему языке, чтобы узнать о его
состоянии, сформировать у него внутреннее согласие на лечение. И Валентине
Ивановне это отлично удавалось. В ее лице мы увидели пример профессионального
отношения к своему делу и следования нормам медициной этики.
Очень помогают разобраться в
болезни результаты клинических анализов. Клиника обладает мощной
диагностической базой, благодаря чему мы могли ознакомиться с методиками
проведения и интерпретации многих
иммунологических, бактериологических, вирусологических исследований.
В этой клинике у нас также
была возможность перенимать бесценный опыт у сотрудников кафедр педиатрии и
детских инфекционных болезней. Консультации доцентов Чичко
М.В., Астапова А.А., Германенко И.Г. давали нам
образец адекватного сочетания теоретических знаний и практического опыта для
постановки верного диагноза и назначения нужного лечения.
Я думаю, что нам очень
повезло проходить практику в таких клиниках, где мы имели возможность не только
на деле познакомиться с нашей будущей работой, но и самим реально участвовать в
ней.
Недельный
цикл детской хирургии проходил на базе ведущего медицинского заведения
республики данного профиля - Детского хирургического центра. Мы участвовали в
работе приемного отделения, куда поступают дети со всей республики, участвовали
в предоперационном обследовании детей, перевязках. Полезным было обследование
детей в кардиохирургическом отделении, ведь врожденные пороки сердца, к
сожалению, являются довольно частой патологией у детей. Пройдя этот цикл, мы
убедились, насколько важно правильно и вовремя диагностировать у ребенка
болезнь, требующую хирургического лечения, ведь от этого очень часто зависит
детская жизнь.
Завершал
практику цикл акушерства на базе роддома 5-й городской клинической больницы. Он
оставил двойственное впечатление. Безусловно, мы участвовали в таинственном
моменте появления человека на свет. И эти знания необходимы будущему педиатру.
Но удивило то, что занятия в отделении новорожденных не входили в нашу
программу, и мы ходили учиться работе с недавно появившимися на свет детьми во
время, свободное от деятельности в других отделениях. Очень часто нам уделяли
достаточное внимание, и особенно как к будущим специалистам-педиатрам.
Два месяца
практики завершились. А через год для нас наступит пора уже самим работать в
качестве настоящих врачей.
Август 2004.